Помощь в трудной ситуации
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети - инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:
1. Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
2. Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
3. Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
4. Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
5. Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
6. Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.
Факторы социального риска
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Дети в трудной жизненной ситуации
Современный мир крайне нестабилен и полон перемен, и значительная часть детей по тем или иным причинам попадает в сложные жизненные ситуации. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка являются:
1. Плохие материальные условия жизни семьи
2.Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье
3.Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми
4. Жестокое обращение с детьми
5. Алкоголизм, наркомания
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Сложившая к настоящему времени в России система жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном ориентирована на их семейное устройство. Усыновление, безусловно, является наилучшей и достаточно распространенной формой семейного устройства ребенка-сироты. Усыновленные и родные дети равны в своих правах и обязанностях по отношению к родителям и усыновителям, также и родители, и усыновители равны в своих правах и обязанностях по отношению к рожденному и усыновленному ребенку. Это касается всех сторон жизни ребенка, включая право на наследование.
Содействие семейному устройству
1. Службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Школы замещающих родителей, система отбора будущих родителей
3. Совершенствование регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
4. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей
5. Социально-профессиональная адаптация, обучение, трудоустройство, отдых
и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Профилактика семейного неблагополучия и сиротства
1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства,
2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей,
3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье
а) социальная скорая помощь, мобильные бригады
б) телефон доверия, интернет-службы
4.Службы сопровождения (кураторы, участковые, социальные службы, социальный патронаж)
5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, клубы, игровые автобусы и т.д.)
6. Вторичная профилактика- это сопровождение после выхода из интерната и социальная адаптация.
Как правило, не всегда получается дать возможность каждому ребенку воспитываться в семье, поэтому в тех случаях когда отсутствует возможность устроить ребенка в семью, он передается органам опеки и попечительства в учреждения внесемейного воспитания. В такое ситуации государство принимает на себя ответственность за воспитание несовершеннолетнего. Ребенку предоставляется совокупность разнообразных социальных услуг, обеспечивающих охрану его здоровья, надлежащее воспитание и обучение, профессиональную подготовку, а также имущественное обеспечение.
Государство принимает на себя такую ответственность в лице социальных служб для детей. Под данными службами понимаются организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей.
Несемейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей являются второй по распространенности формой устройства детей-сирот. Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения детей-сирот, находящихся в учреждениях, их значимость продолжает оставаться высокой.
Воспитание детей в учреждениях с социальной поддержкой подразумевает поддержку и оказание социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.